Интервью для портала gorod-c.ru

Гуля Хабибулина
3 декабря 2013
Турбаза «Волчья» - яркий и самобытный коллектив на саратовской сцене. Для кого-то «Турбаза» покажется грустной, нагнетающей тоску и заставляющей думать о жизни. Другие отметят тонкий юмор брутального вокалиста, автора песен Алексея Илюшина и его хулиганскую манеру исполнения. С «Турбазой» можно и подумать о великом, и потанцевать, и вспомнить что-то свое секретно-запретное. А главное, испытать невероятные эмоции: сильные, щемящие, задевающие.
10 и 24 ноября Турбаза «Волчья» представила саратовскому слушателю свою новую пластинку, уже вторую за этот год. Группа решила не ограничиваться одной площадкой и сыграла на борьбе противоположностей. Программу разделили на две кардинально разные части и представили их в совершенно разных клубах. Первая часть презентации состоялась в рок-клубе «Magic». Вторая часть состоялась в литературном кафе «Art-Налет». Диск получил название «Самое холодное сердце» по одноименной песне.
Коллектив оставил право на рецензию за каждым слушателем. Пользуясь моментом, я представляю нашим читателям интервью с лидером группы Турбаза «Волчья» Алексеем <Белозер> Илюшиным:
- Турбаза Волчья: как все начиналось
- Группа создана в январе 2011 года. Можно сказать, случайно. Я попросил для одного своего выступления подыграть Сашу Лозякова на басу и Ваню Антонова на ударных. Мы пару раз собрались, порепетировали небольшую программу, выступили с ней, а потом так и продолжили работать вместе. Позже к команде присоединился Михаил Трифонов на аккордеон.
Сейчас группа переживает сложные времена - практически полное обновление состава. Поэтому не могу огласить нынешний список музыкантов. Мы укомплектовываемся. На презентации второго альбома на сцене были: я - гитара+вокал, Луч на басу, Дима Шмелев (Герцог) - ударные и на аккордеоне Влад Данилин.
Время покажет, кто из музыкантов будет играть в группе, скажем, через год. Вообще экспериментировать с составом «Турбазе» не привыкать. Играли с нами и Вася Уриевский, и Александр Саввин и Ольга Гостева из гр. Абрис (Воронеж), и саратовский известный поэт Александр Долгов, и Камил из Самары, и музыканты из Москвы. В общем, есть что вспомнить.
- Кто идейный вдохновитель проекта? И как пришла такая идея: весьма интересный, не самый популярный музыкальный стиль, еще и название необычное – откуда оно?
- Ну, как - идейный вдохновитель... Я пишу тексты. Сам по себе я не музыкант. Для меня важно, чтобы словам было уютно в музыкальной оболочке, и, собственно, этим мы и занимаемся. Саша Луч прекрасно чувствует тексты и является музыкальным руководителем коллектива. Такой господин-оформитель. Благодаря ему, уровень входящих в коллектив музыкантов неуклонно растет, я считаю. Каждый музыкант в команде самобытен, имеет свое видение музыки, свои музыкальные предпочтения и идеалы; и гармонично собрать все это воедино - это и есть наша задача как коллектива.
Название произошло от одноименного чехословацкого фильма. Пишется Турбаза "Волчья” - именно так, в противном случае смысл теряется. Как правило, организаторы концертов, журналисты кавычки теряют, что грустно, поскольку моментально меняется окраска и смысловая, и эмоциональная. Не надо так.
Почему именно оно? Однозначно ответить сложно. Мы живем в мире, где у каждого есть выбор, но, к сожалению, не каждый готов ответственность за этот выбор нести. И вот начинаются различного рода увертывания бредовые, типа - не я такой, жизнь такая, волчьи законы... и т.д. Но, на самом деле, кем быть в этой жизни - зверем или человеком - каждый выбирает сам. В нашем названии "Волчья” используется в своей негативной семантике. А вообще - посмотрите кино. Оно, конечно, старое, но и сегодня смотрится весьма концептуально.
- Кто автор песен?
- Автор текстов песен, за исключением нескольких каверов, - я. На данный момент в треклист «Турбазы» прочно вошли всего три посторонних песни: «Девушка в платье из ситца» Аркадия Северного, «Время колокольчиков» Александра Башлачева и «Шанс» из м/ф «Остров сокровищ».
- Кстати, кавера. Почему именно такой набор?
- Ну, блин, ну, вот как проигрыватель выбирает композиции в случайном порядке? Я не знаю… Вот и тут алгоритм выбора именно этих произведений из всех хороших песен мне неизвестен.
- Арт-рок…Он бывает разный. Больше всего меня интересуют ваши тексты. В них реализм такой, со стебом, сарказмом, хулиганский даже. Серьезные, очень эмоциональные песни. Почему именно это направление? Чем не угодила танцевальная музыка, к примеру? Концепция творчества, одним словом.
- Ну, наверное, потому, что проект создавался под материал, а не наоборот. Я ничего не имею против "танцевальной музыки” как таковой. Если уж углубляться, то исходным назначением музыки были танцы, но я думаю, что каждый должен заниматься своим делом. К тому же наш проект - некоммерческий. Если бы мы занимались зарабатыванием денег, то были бы обязаны учитывать тенденции танцевальной музыки и спрос на те или иные направления. Мы, слава богу, свободны от этого, поэтому мы можем себе позволить такое творчество.
Да и не получается писать по заданной теме. Например, просили написать песню на военную тематику. Попытался. Нет, не получается. Песня либо есть в голове уже, либо нет. Иногда надо просто расставить слова на свои места - и вот все готово. А когда такое вот творческое насилие - не получается. Так что делаю то, что умею (ну, надеюсь, что умею, по крайней мере).
Что касается арт-рока… Вопрос стиля всегда был для нас больным. На данный момент мы позиционируем себя как арт-софт-рок, но это не панацея, разумеется. Вообще, сами понятия стилей весьма размыты, и нет однозначной грани, где кончается одно и начинается другое. Поэтому многие не согласны с нашим самоопределением. Да и пофиг, по большому счету. А со стороны нас даже панками называли. Или бардами... Но послушайте «Дерево Счастья» или «Дом» - какая же это бардовская песня?
Есть группы, так же скитающиеся по межстилью, которые пошли другим путем и придумали для себя собственные направления: типа как меланхо-рок у «Белой Гвардии» или кардио-вэйв у «Флёр». Возможно, если этот вопрос когда-нибудь станет для нас таким уж принципиальным, мы поступим так же.
А вообще, как по мне, так существует определенный пласт текстово-ориентированной, экзистенциальной музыки, которая отталкивается именно от того, ЧТО поется. Ведь музыка - это своего рода терапия, а каждая терапия ориентирована на что-то. И в этих рамках становится уже не важно - бард ты или рокер.
- За последний год вы выпустили два альбома. Первый был пробной версией? Чем удивит второй?
- Да, альбомы действительно разные. Хотя первый можно назвать пробной версией лишь отчасти. Это наша первая совместная работа в студии. До этого у нас были только живые концертные выступления, которые здорово отличаются от студийного творчества. В процессе записи пришлось обращать внимание на вещи, на которые раньше внимания не обращалось. В силу многих обстоятельств первый альбом "Проверочное слово” полностью оправдал свое название и стал своеобразной проверкой на вшивость. Однако в нем есть важные для группы песни, которые мы и по сей день играем на концертах, которые знакомы и любимы публикой. С такого ракурса альбом имеет свою несомненную ценность.
Второй альбом "Самое холодное сердце” получился "более взрослым” во всех планах. От материала до конечного звучания и оформления он в явном преимуществе. Да это и неизбежно, наверное, и естественно. Но нельзя второй альбом рассматривать как хронологическое продолжение первого, ведь в него вошли песни, написанные с 1995 по 2011 годы.
- В записи и вживую Турбаза звучит несколько иначе
- Это и понятно. Когда работаешь в студии, у тебя больше возможности сделать процесс более качественным, более управляемым, что ли... Добавить новые инструменты, сделать несколько дублей... На концертах такой возможности нет. Но зато на концерте есть энергетика присутствия, контакт с непосредственным слушателем, выброс энергии, драйв. Мы часто спорим в группе на эту тему. Мое глубокое убеждение, что эти две ипостаси никогда не станут идентичны, никогда не зазвучат одинаково. Более того, уверен, что даже если петь под студийную фонограмму, то и в этом случае на сцене драйва будет больше. Все дело в химии живого выступления.
- Что больше нравится: работать в студии или играть вживую?
- По-разному. На концерте результат ты получаешь сразу. То есть интенсивно поработал и сразу же дал что-то своему слушателю. Поделился с публикой энергией, драйвом. В студии процесс более длительный, но и результат получаешь долгосрочный, как бы впрок. Консервируешь музыку, чтобы можно было к ней потом вернуться. Здесь есть разные мнения, но лично для меня работа в студии важна, поскольку именно прослушивание студийной записи, на мой взгляд, раскрывает полностью потенциал наших композиций. Некоторые музыкальные и текстовые находки становятся понятны лишь при неоднократном прослушивании.
- Ваша первая концертная площадка и где успели побывать за период музыкального творчества?
- Первый наш концерт как группы был в клубе Machine Head, в дальнейшем отыграли практически на всех клубных и открытых площадках города. Участвовали в городских митингах за честные выборы и в поддержку фестивали «Время Колокольчиков». Два года подряд выходили в финал фестиваля им. А.Грунева в номинации "рок”, играли на Грушинском фестивале, ну, об этом я уже говорил, на фестивале "Время колокольчиков”. Играли в Воронеже, Волгограде, Димитровграде, Астрахани, Самаре - как в составе команды, так и сольно. Довелось поиграть на одной сцене с Павлом Фахртдиновым, Григорием Данским, Атморави, Виктором Третьяковым.
Вообще периоды интенсивной концертной деятельности (до 2-3 в неделю) чередуются с относительными затишьями.
- Напомню читателям, что Алексей Илюшин создатель и организатор фестиваля авторской и бардовской песни «Время колокольчиков». Хочется услышать компетентное мнение о состоянии дел в этой музыкальной нише и перспективах развития авторской бардовской песни.
- Мне сложно вот так вот спрогнозировать, как будет в дальнейшем развиваться такое явление как бардовская авторская песня. Для меня само определение этого направления - темный лес. Но, в любом случае, налицо тенденция смешения стилей, и в чистом виде бардовская песня сейчас встречается не так уж часто. Из года в год можно наблюдать, как на том же Грушинском фестивале, заведомо ортодоксальном, все большую популярность набирает именно групповое исполнение. Лично был свидетелем, как группа "Адриан и Александр” году так в 2002 не прошла предварительное прослушивание, ну а сейчас уже несколько лет подряд Александр Щербина сам является членом жюри второго тура. Все меняется - и это нормально. Появляются новые стили и направления, это же замечательно. Старое дает смачный пинок новому, типа: "Идите, играйте, ваш выход! Жгите, завоевывайте сердца!”.
Что с этим делать? Да ничего не надо. Все идет своим чередом, ну вот и пусть...
Невозможно определить, какой должна быть музыка в идеале. У всех музыкантов в группе разные мнения на этот счет и свои предпочтения. Удивительно уже то, что мы - такие разные, по сути, говорящие на разных языках и стремящиеся к различным эстетическим идеалам, - смогли собраться, договориться, понять друг друга и делать музыку. Насколько это нам удается, судить нашему слушателю.
Огромное спасибо за беседу!
Вот такое "Самое холодное сердце" с самой теплой музыкой. Спасибо Алексею Илюшину!